УЙМОНСКАЯ ДОЛИНА
НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ. Культурный комплекс им. Н.К. и Е.И. Рерихов



Алтай - самое благоприятное место для сохранения культуры,
даже зародившейся в совсем других местах.

Лев Гумилёв

Усть-Коксинский район
Алтай. Верхний Уймон

«НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ»

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

ВНИМАНИЮ ТУРИСТОВ

Верхний Уймон. Краеведение

Верх-Уймон. Краеведение

Алтай — северная часть Центральной Азии, уникальный горный район, один из центров древней кочевой культуры и великих миграций. Богатые пастбища алтайских высокогорий, хорошо укрытые долины и богатые минеральные ресурсы вполне объясняют большую роль, которую играл этот район в прошлом. Алтай находится на стыке культур Востока и Запада, именно здесь произошёл их синтез. Огромна роль Алтая в эволюции нашей планеты, определяя тем самым трепетно-высокое отношение к нему большого числа людей, как в нашей стране, так и за рубежом.

Вопрос сохранения историко-культурного наследия Республики Алтай, накопленного на протяжении многовековой истории и представляющего большую культурную ценность, находится в поле зрения правительства Республики. Помимо государственных ведомств, при Главе Республики Алтай образован также Общественный Совет деятелей культуры и искусства. Более 30 тысяч экспонатов, среди которых есть бесценные коллекции и предметы, хранится в фондах Национального Музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, иллюстрируя культурное наследие народов, населяющих Алтай, начиная с эпохи каменного века. Свыше 24 тысяч краеведческих книг, в числе которых много редких изданий, насчитывают фонды Национальной библиотеки. Не сосчитать всех памятников древности, разбросанных в горах и труднодоступных ущельях.

В Уймонской долине Алтая находятся уникальные в природном отношении территории — Катунский биосферный заповедник и гора Белуха, получившие в 1998 году статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. Редкие по эстетическим достоинствам ландшафты, реки, богатая растительность, экологическая чистота делают Уймонскую долину особенным местом в отношении разработок туристических и рекреационных программ.

Сложившийся десятки тысяч лет назад благодатный микроклимат Уймонской степи, мощный слой её плодородной осадочной почвы способствовал тому, что заселение этой части Горного Алтая начинается ещё в каменном веке. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки-петроглифы, поселения эпохи бронзы, многочисленные скифские курганы, каменные изваяния древнетюркской эпохи.

Среди поселений особое место занимает Верхний Уймон — первое русское село в Уймонской долине. Это одно из древнейших русских поселений, в котором, начиная с ХVIII века, сформировалась общность уймонских староверов со своеобразной культурой и традициями. В 1926 году здесь проходил маршрут Трансгималайской экспедиции под руководством академика Н.К. Рериха. В настоящее время Верх-Уймон известен далеко за пределами Республики Алтай.

Много достопримечательностей в Уймонской долине. Почти в центре Евразии, практически на равном удалении от четырёх океанов величественно, как символ вечности и красоты стоит Владычица Алтая – Белуха, которую по праву называют божественной горой Азии. Белуха – уникальный природный объект, богатый контрастами природных комплексов, привлекающих внимание учёных, туристов, альпинистов. Каждую весну, когда алтайские горы покрываются ярким ковром цветущего багульника, сюда, к жемчужине Азии, устремляются десятки научных экспедиций, туристов, любителей природы.

* * *

В «Записках Западно-Сибирского Отделения Российского географического общества» «Описание пути между Алтайской станцией и Кош-Агачем в Южном Алтае» Е.Шмурло сообщается: «...Эта часть Катунской долины известна под именем «степи»: к западу (верх по течению реки) – Уймонской и к востоку (вниз по течению реки) – Катандинской. Здесь находится несколько крупных русских-инородческих селений: Катанда (…) Нижний и Верхний Уймон, Усть-Кокса; последние два селения выделили из себя ряд заимок, превратившихся, в свою очередь, в деревни: Горбуново, Теректа, Огнево, Кастахта, Кайтанак, Баштала, Чендек, Власьевка и др. Население этих селений занимается земледелием и скотоводством, к чему много удобств представляет долина Катуни. (...)
Население этой долины почти исключительно оседлое – калмык, еще сохранивших первоначальный образ жизни, здесь весьма немного – русские староверы, образующие Уймонскую инородную управу, крестьяне из других пунктов Алтая и переселенцы да перешедшие к оседлости алтайцы-инородцы (калмыки). Население этой местности выделяется своей зажиточностью, бойкостью и здоровым видом».

Наиболее подробную справку об истории возникновения населенных пунктов и местах кочевок алтайцев по Уймонской долине можно найти в сборнике «Горный Алтай и его население…», выпущенным в нескольких томах в Барнауле в 1900 году. Сборник этот был составлен на основе статистико-экономической экспедиции, которая была проведена в 1897 году под управлением Алтайского горного округа.

Сегодняшние кочевые инородцы Южного Алтая, пишет С.П. Швецов, являются потомками калмыков (алтайцы не являются калмыками, они были их подданными или данниками - авт.), пользовавшимися некогда обширными пространствами и составлявшими самостоятельное политическое целое – Джунгарское ханство.
Пространство, занимаемое этим царством, было весьма значительно: хребты Тянь-Шаня, кочевья Большой Орды да сибирская линия ограничивали его. Джунгарии принадлежал и Южный Алтай, где кочевало племя урянхайцев (алтайцев - авт.)– в верховьях р. Катуни и по Кок-су – каракольцев и других». В 1757 году Джунгарское ханство прекратило свое существование под ударами цинской империи, а население Южного Алтая, спасая свою жизнь, приняло подданство России.

Главное средоточие оседлых инородцев – Уймонская инородная управа – первоначально состояла из двух селений – Верх Уймона и Усть-Коксы. Впоследствии из них выделились ряд заимок, которые в свою очередь развились в целые деревни. Все эти селения расположены в долине реки Катуни и Кок-су, по рекам в них впадающим.
Из материалов экспедиции 1897 года, обработанных ее участниками С.П. Швецовым, П.М. Юхеневым и Н.Т. Шерстобаевым, узнаем, что в Бийском уезде наряду с кочевым инородческим населением, обитающим в пределах Горного Алтая, проживают также и оседлые инородцы, отчасти смешанно с кочевниками, отчасти же – обособленно от них, образуя особые инородные управы, в отличие от дючин и инородческих волостей, по которым распределяются кочевники. Уймонская – расположена в долине верхнего течения р. Катуни, т.е. в центре почти Горного Алтая, на юге калмыцких стойбищ, бок о бок с кочевниками инородцами-алтайцами. Общее число жителей этой управы достигает 3220 душ обоего пола – мужчин 1587 и женщин 1633, хозяйств же 538.
Уймонцы так передают прошедшее своей волости и, в частности, деревни Верх-Уймонской, имя которой перешло и на всю управу.

Название Уймонской степи, по имени жившего ранее тут калмыка Уймона, имена трех сыновей которого – Сахсабай, Телтерек, Шеверек.

Верх Уймон образован в прошедшем столетии так называемыми «каменщиками», т.е. частью беглых в китайские пределы русских старообрядцев, горнорабочих и прочих, которые в 1792 году были помилованы и вновь приняты в русское подданство, но уже под видом оседлых инородцев и обложены ясаком.
Основатель деревни Бочкарев Гаврила первоначально жил на устье реки Аргута – правого притока верхней Катуни, затем решил объявиться властям и по их требованию переселился в долину р. Катуни – Уймонскую степь. Манифест, которым был помилован Бочкарев, состоялся, по-видимому, в самом конце восемнадцатого столетия, при Императоре Павле I, примерно в 1800 году».

Из книги "Где воды Катуни и Коксы слились"
www.uimon.info **** НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ. Культурный комплекс имени Н.К. и Е.И. Рерихов, Верх-Уймон, Усть-Коксинский район, Республика Алтай.